Приближаются дни скорби из-за шиитской мечети

Московским азербайджанцам негде справить траур по имаму Хусейну

У московских азербайджанцев‑шиитов все более актуальным становится вопрос строительства мечети. В нынешнем году священный для шиитов месяц мусульманского календаря мухаррам приходится на конец августа и сентябрь. 9 сентября (10 мухаррама) – Ашура, день памяти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Мэр Москвы Сергей Собянин в мае разрешил строить в Новой Москве мечеть, о которой в начале года ходатайствовал глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде (см. «НГР» от 05.02.19). Однако, как отмечают в азербайджанской общине Москвы, дело пока не сдвинулось с мертвой точки.

Живущим в российской столице шиитам сейчас негде собраться на обычный пятничный намаз, сказал «НГР» председатель общественной организации «Азербайджанская община Москвы» Шамиль Тагиев. «Нас ущемляют в конституционном праве свободно исповедовать свою религию – совершать коллективные молитвы в московских мечетях, особенно в Соборной мечети на проспекте Мира. От имени организации «Азербайджанская община Москвы», от имени азербайджанской интеллигенции столицы России по этому поводу были направлены обращения и письма президенту России Владимиру Путину, президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, патриарху Кириллу, шейх‑уль‑исламу Аллахшукюру Пашазаде. Наш голос был вроде бы услышан. В начале 2019 года состоялись встречи представителей общины с шейх‑уль‑исламом и послом Азербайджана в России Поладом Бюльбюль‑оглы. Были высказаны конкретные предложения, планы их воплощения. С тех пор прошло полгода. К сожалению, мы пока не видим никаких сдвигов в этом направлении. Надеемся, что вышестоящие органы власти и духовенство снова обратят внимание на наши проблемы».

Интересы шиитов Москвы представляет религиозная организация «Ахлю‑Бейт». «С 1996 года, когда была основана наша организация, мы молились в Соборной мечети. В 1999 году мы обращались в мэрию Москвы, к префектам округов с просьбами выделить нам под мечеть земельный участок или недостроенное здание, – рассказал «НГР» руководитель «Ахлю‑Бейт» Низами Балогланов. – Каждый раз мы получали отказ под разными предлогами. В 2014 году, за год до сдачи в эксплуатацию Соборной мечети, мы договорились с Советом муфтиев России о том, что будем совершать молитвы в Соборной мечети после ее открытия. До 2016 года у нас была возможность хотя бы изредка по пятницам молиться в этой мечети. Три года назад у нас начались проблемы. Стоило нам прийти в пятницу помолиться, как в мечети появлялись агрессивные экстремисты – по виду мигранты из Средней Азии, начинали нас оскорблять и провоцировать конфликты. В октябре 2016 года, когда мы хотели отметить на проспекте Мира Ашуру, эти экстремисты проявили по отношению к нам максимум ненависти, который только может быть. Служба безопасности мечети вызвала ОМОН и потребовала от нас покинуть мечеть. После этого нам запрещено посещать Соборную мечеть. В Совете муфтиев мотивировали это тем, что мы шииты, а мечеть суннитская, поэтому Совет муфтиев не хочет разжигать вражду между течениями ислама. Примечательно, что подобные инциденты на Ашуру повторились в других регионах России. Мы, граждане России, вынуждены проводить наши мероприятия на территории иностранного государства – в маленькой мечети при резиденции посла Ирана».

В «Ахлю‑Бейте» надеялись на скорое строительство мечети в Новой Москве. «Ситуация с мертвой точки не сдвинулась, – говорит Балогланов. – В конце мая я отправил письмо Владимиру Путину. Ответа нет до сих пор. Поскольку мы молимся в посольском комплексе Ирана, про нас в мусульманской среде ходят слухи, что мы якобы работаем на Иран. Некоторые из нас уже перестали посещать эту мечеть, не желая прослыть иранскими шпионами. Для нас с этого года закрыта мечеть «Иман» в культурном центре «Ярдям» в Отрадном. «Иман» была построена в 1999 году на средства азербайджанцев Москвы и бывшего президента Азербайджана Аяза Муталибова. Наше финансовое участие не было документировано, культурный центр оформлен как собственность татарского мецената Рашита Баязитова. Мы молились там 20 лет. В январе 2019 года, когда мы пришли помолиться в «Иман», Баязитов закрыл перед нами двери и невежливо отозвался об азербайджанском народе. В «Имане» и ранее происходили странные вещи. В 2016 году, когда был арестован за экстремизм служивший там шейх татарин Махмут Велитов, администрация «Ярдяма» свой контроль за «Иманом» довела до стадии придирок к любым мелочам. Больше всех пострадал служивший там шиитский ахунд, азербайджанец. Его могли за просто так не пустить служить, а то и вовсе выгнать из мечети во время молитвы. Нам стало невозможно молиться в мечети, которую мы же сами и построили! В конце концов азербайджанцы заявили Баязитову: мы люди небогатые, платить огромные деньги за аренду не можем. Мы надеялись, что он поймет нас как мусульманин других мусульман, снизит арендную плату или отменит ее. Мы ошиблись. В префектуре Северо‑Восточного округа, куда мы обратились по данному инциденту, на эту тему прошло несколько совещаний. Их итог: это вне компетенции префектуры».

В Москве проживает более 100 тыс. азербайджанцев, добавил руководитель «Ахлю‑Бейт». «В интересах Российской Федерации и правительства Москвы, чтобы у московских азербайджанцев была своя шиитская мечеть. Во‑первых, это укрепит дружбу между народами России и Азербайджана. Во‑вторых, азербайджанцы Москвы будут у всех на виду. Нам будет проще контролировать настроения в нашей общине, проводить профилактику экстремистских и других преступных настроений. Сейчас, когда из‑за отсутствия мечети наши люди в свободное время сидят по домам, это делать гораздо сложнее. Мы никого не обвиняем в том, что не можем молиться в городе, который считаем родным, по шиитским канонам. Это на нас почему‑то косо смотрят, подозревают во всех смертных грехах: экстремизме, бандитизме, шпионаже. Неприятно и оскорбительно это осознавать. Все 20 лет, сколько мы молились в мечети в Отрадном, мы старались помогать другим молившимся там мусульманам, приводили туда людей разных национальностей. Были случаи, когда наши люди находили бездомных, давали им приют, покупали им билеты домой. Раз уж Рашит Баязитов нам не разрешает больше молиться в Отрадном, дайте нам другое место молитвы. Мы очень надеемся, что мэрия Москвы поможет нам с мечетью в Новой Москве. Мы ее сделаем домом молитвы для всех мусульман», – пообещал Балогланов.

Мечеть – это дом Всевышнего, его двери открыты всегда и для всех, вне зависимости от того, каких убеждений и взглядов придерживается человек, уверяет «НГР» имам‑хатыб Соборной мечети Москвы Ильдар Аляутдинов. «Каждый желающий может посетить мечеть и совершить здесь молитву, совершить намаз. Единственное ограничение – запрет на произнесение проповедей и лекций. Данным правом обладают только официальные сотрудники мечетей. Это касается не только представителей шиитской общины, но и других религиозных течений. Когда в одном храме проводится разная проповедническая деятельность, идет призыв к разным идеологиям, неизбежно возникновение среди прихожан смуты и конфликтов. В Священном Коране говорится: «Смута хуже, чем убийство». Данный запрет призван сохранить внутри общины мир и согласие. Представители других общин могут свободно вести подобную деятельность на своей территории», – утверждает представитель Совета муфтиев России. «В Москве запланировано строительство межконфессионального храма с отдельным помещением для шиитской общины. Но точные даты начала строительства и открытия храма неизвестны», – также сообщил Ильдар Аляутдинов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.