Председатель Азербайджанской общины Москвы Шамиль Тагиев в интервью«Москва-Баку» о том, сможет ли между азербайджанцами и армянами установиться мир и согласие.
— Шамиль, Заявление лидеров Азербайджана, Армении и России по нагорно-карабахскому урегулированию стало и своего рода сигналом народам двух конфликтующих государств, что ситуация изменилась, пора готовиться к взаимодействию, жизни в мире и согласии. Ведь по сути это означает то, что каждому азербайджанцу и армянину нужно полностью поменять, что называется, мышление, воспринимать друг друга не как многолетних врагов, а взять вектор на мир и взаимодействие. Московские азербайджанцы, которые живут в многонациональной столице, как воспринимают сложившуюся данность? Возможно ли взаимодействие между представителями двух национальностей, а может быть в перспективе и дружба?
— Россия – многонациональная страна, как многонациональна в частности Москва. И так или иначе нам всем приходится соприкасаться. В России в соответствии с законодательством разжигание национальной розни карается. И в Москве всегда на повестке мирное сосуществованием азербайджанцев и армян, потому что российские власти категорически против того, чтобы нагорно-карабахский конфликт в той или иной степени переносился на территорию страны, как это частично было минувшим летом, когда между Азербайджаном и Арменией наблюдалась эскалация. Власти Москвы всегда способствовали тому, чтобы представители азербайджанской и армянской диаспор участвовали если не в совместном мероприятии, то в неком общем. Такая практика есть.
Безусловно, мы готовы жить в мире и согласии. Но это должно быть двустороннее движение. У азербайджанцев и армян в Москве в целом нет проблем, что вот в тот магазин заходишь, там армянин, а в другой – там азербайджанец. Я живу в доме, в котором 35 армянских семей. Во время самых горячих боевых действий многие из них, увидев меня на улице, здоровались, спрашивали, как у меня дела. Никакой агрессии ни с одной, ни с другой стороны. Контакты в городе порой неминуемы. Допустим, вызываешь такси, приезжает армянин, начинаешь с ним разговаривать на тему войны. При этом ты говоришь, что азербайджанец. Никакой неадекватной реакции или реакции неприязни нет. Ни я, ни мои близкие, живя в Москве, этого не чувствуем. В Москве так принято жить.
В Москве есть и азербайджанские, и армянские рынки. Во время войны мы ездили туда с людьми пообщаться. Проходили, видели — на одной территории работают азербайджанцы, здесь же рядом — армяне. Все спокойно. Ни у кого ни кому нет претензий. Студенты как азербайджанские, так и армянские учатся в одних вузах, в одних группах. Если в Москве случаются какие-то инциденты, то их устраивают известные провокаторы.
Как вы видите, во время войны в Москве не было никаких инцидентов между азербайджанцами и армянами. Почему? Потому что после июльской эскалации мы практически с каждым человеком, который потенциально мог бы что-то натворить, лично встречались, общались, поясняли, что Москва – это не та территория, где нужно разбираться. Хочешь воевать – вот билет – Баку – езжай на войну. Но не здесь. Как мы видим, в Москве было очень тихо, спокойно. Ничего не было, потому что над этим мы поработали.
Вместе с тем, увы, сколько бы мы ни говорили о необходимости возвращения к мирному взаимодействию, мы не чувствуем того же с армянской стороны.
Если посмотреть на послевоенную риторику официальных лиц и общественно-политических деятелей Азербайджана и Армении, они разнятся. Президент Азербайджана не раз подчеркивал, что Азербайджан готов обеспечить безопасность всех армян, которые захотят остаться жить в Карабахе, что они будут иметь те же права, что и все граждане Азербайджана. Мы не против этого. И в Азербайджане нет в связи с вопросом совместного проживания азербайджанцев и армян в Карабахе никакой враждебной позиции. Азербайджанский народ понимает, что незачем нагнетать обстановку, нужно готовиться к тому, чтобы жить в мире и согласии.
Мы каждый день мониторим социальные сети – как азербайджанские, так и армянские, и мы видим, что в армянском обществе есть недовольство в связи с заключенным миром. В армянском сегменте соцсетей постоянно делают акцент на том, что армяне не хотят жить с азербайджанцами. Мы видим по большей части жестко негативное отношение к тому, чтобы народы жили вместе.
Что мы слышим от официальных властей Армении — вчера президент этой страны заявил о том, что следующая война между Арменией и Азербайджаном будет войной с участием искусственного интеллекта. То есть президент Азербайджана говорит о мире, президент России говорит о важности мира между азербайджанской и армянской сторонами. Президент Армении говорит о новой войне. И это мы слышим, увы, сегодня от многих официальных лиц в Ереване, слышим реваншистсткие заявления. Это ли подготовка к миру?
Параллельно тому, что со стороны Еревана идут угрозы новой войны, мы видим чиновников, которые говорят о совместных экономических проектах, открытии границ с Азербайджаном, Турцией. И для нас непонятно это двуличие политиков из одного здания.
Исходя из тех высказываний, которые делает армянское руководство, мы не видим этого желания. И поэтому отношение наше осторожное. Ведь никто не даст гарантии, что армянская сторона, как это было раньше, не начнет озвучивать сепаратистские настроения.
Мы не видим желания что-то налаживать и среди армянской диаспоры в Москве. Ну о каком налаживании может идти речь, если недавно глава диаспоры федерального уровня говорит о том, что у них есть боевые отряды, которые готовы выехать в количестве 20 тысяч человек на войну. Ведь они их не за один день подготовили, правильно? Поэтому это должна быть дорога с двусторонним движением.
— Но Россия и взяла на себя роль посредника, чтобы способствовать миру в том же Карабахе. Официальная Москва не раз указывала на то, что власти Армении должны были регулярно говорить людям о том, что им придется пойти на урегулирование и сейчас она надеется создать все условия для мира на бытовом уровне в Карабахе между людьми.
— И если армянская сторона не пойдет навстречу этому миру, это будет неуважением прежде всего к России, это будет выступлением против инициативы России. Все это прекрасно понимают. Понимают и то, что если в Карабах введены российские миротворцы, они и должны создавать условия для этого мира. Не так, что, вот, ребята мы встанем между вами, вы не деритесь, должны быть конкретные четкие действия, конкретные меры. И ответственность жителей.
Миротворцы присутствуют в Карабахе в том числе для того, чтобы контролировать установление мира. Они приехали обеспечивать безопасность беженцев как с одной, так и с другой стороны. Ведь в любом случае азербайджанцы и армяне будут соприкасаться, будут в Ханкенди возвращаться азербайджанцы. И миротворческая миссия будет находиться в регионе до тех пор, пока все не устаканится, пока два народа не будут относиться друг к другу без агрессии. Не то, что будут ходить друг к другу на свадьбы, но хотя бы без агрессии. Как показывает история, азербайджанцы и армяне быстро уживаются. Мы помним, как в отношении азербайджанцев в начале 20 века – в Баку, Гяндже, Шамахе была резня. Спустя некоторое время азербайджанцы и армяне уже жили вместе. То же было и в конце 80-х. Азербайджанский народ, к сожалению, или к счастью, незлопамятный. Так всю жизнь и жили. Мы вернули свои земли и готовы к совместному сосуществованию. Вместе с тем, повторюсь, что с армянской стороны также ожидаем готовности к миру.
Мы занимаемся урегулированием ситуации через Департамент национальной политики, который является проводником между азербайджанцами и армянами. Мы постоянно контактируем, когда вопрос надо решить.